Резюме бизнес-плана. Резюме для руководства
Самой главной составной частью любого бизнес-плана является раздел «Резюме для руководства», или по-другому «Резюме бизнес-плана». Качественное, эффектное и краткое описание вашего предложения должно вызвать живой интерес у читателя и убедить его прочитать другие важнейшие разделы бизнес-плана (БП). Этому важнейшему разделу БП нужно уделить особенное внимание. Хорошее резюме дает ответ на вопрос финансиста: Почему именно это предложение выгодно для меня? В резюме бизнес-плана вы должны четко сформулировать долгосрочную миссию проекта, сделать краткий обзор персонала, технологий и соответствия продукта современным рыночным потребностям.
Ответьте всего лишь лишь на 3 вопроса максимально убедительно: Что это? Кто сделает это? Почему все купят именно Ваш продукт?
Резюме для руководства пишется последним
Учитывая всю важность и ответственность резюме для руководства и степень его влияния на принятие решения об инвестировании средств в Ваш проект, писать резюме бизнес-плана следует в последнюю очередь. Хотя резюме и открывает Ваш бизнес-проект, но оно отражает в сжатом виде весь документ, поэтому и пишется последним.
Резюме для руководства имеет столь большое значение для инвестора (кредитора), что многие из них, экономя свое время, кроме резюме и финансового плана сначала больше ничего не читают. И лишь в том случае, когда им понравились эти 2 основных главы БП, они могут перейти к чтению остальных разделов. Резюме бизнес-плана с самого начала должно убедить банкиров, что стратегия проекта продумана до нюансов и что Ваш БП имеет большие шансы на его успешную реализацию.
Содержание резюме бизнес-плана
Главная цель резюме бизнес-плана — увлечь банкиров высокой мотивацией и убедить их в успешности Ваших идей. В этом Вы должны быть уверены сами на 100% и передать этот оптимизм людям, принимающим решения о возможности финансирования проекта. Но пыль в глаза пускать не надо — достаточно выдержать резюме в уверенном позитивном тоне и доказать, что у вашего проекта большой потенциал.
В резюме для руководства Вы должны четко доказать, что:
- Ваша главная идея бизнес-проекта имеет прозрачный смысл
- Ваш бизнес продуман до мелочей
- Руководство имеет высокую квалификацию и обладает отличными организаторскими способностями
- Есть хороший рынок сбыта товара (услуги)
- Финансовые прогнозы построены по реалистичному сценарию (а не по оптимистичному прогнозу)
- Для инвесторов или кредиторов нарисована простая прозрачная схема их реальной выгоды и есть гарантия успеха
Если банкир, читающий резюме, увидит, что в Вашем БП присутствуют все эти важнейшие элементы, то наверняка он перейдет к более конкретному знакомству с документом.
Кому попадет резюме для руководства?
Задайте себе вопрос: Кто будет читать резюме бизнес-плана? Если вы узнаете ответ на этот важный вопрос до того, как приступите к написанию резюме, у Вас будет преимущество. Составьте резюме под интересы и запросы конкретного финансиста, узнав предварительно его приоритеты и приоритеты банка для принятия решений. Но будьте осторожны. Не надо рассчитывать, что Ваш БП попадет в руки к единственному человеку.
Поэтому необходимо сфокусировать резюме больше на интересах организации, а не на индивидуальных предпочтениях отдельных сотрудников.
Два вида резюме для руководства
В зависимости от способностей автора описывать и убеждать, вы можете написать или обзорное резюме (синопсис), или повествовательное резюме.
Обзорное резюме
В обзорном резюме содержатся краткие выводы из каждого раздела БП. Преимущество обзорного резюме заключается в том, что его легко написать и оно практически не зависит от Вашего писательского таланта. Это довольно сухое изложение Вашего бизнес-плана. Из обзорного резюме читатель узнает о Ваших финансовых потребностях. Это также будет отмечено и в сопроводительном письме к БП.
Повествовательное резюме
Повествовательное резюме — это совсем другой жанр — рассказ. А рассказ предполагает и эмоции, и драматизм. Но для того, чтобы написать резюме-рассказ тонко, без замысловатых гипербол, но убедить читателя по максимуму, нужны знания психологии убеждения и писательские способности.
Такое повествовательное резюме в первую очередь нужно компаниям, ориентированным на новый продукт, новый рынок сбыта, на внедрение революционных технологий. Оно необходимо компаниям, имеющим сильные конкурентные преимущества, например, наличие новых патентов или присутствие в руководстве компании культовых личностей. Такие преимущества Вы просто обязаны ставить на передний план. Такого рода резюме хорошо подойдет нетрадиционным компаниям с богатой историей или необычным происхождением.
Основной акцент в повествовательном резюме делается на главной концепции и конкурентных преимуществах, а не на технических подробностях.
Темы любого резюме можно расположить в любом порядке, максимально подчеркивающем преимущества Вашего проекта. Совсем не обязательно уделять одинаковое внимание каждой теме. Саму концепцию бизнеса, ее центральные идеи можно выразить всего в 3 абзацах и в одном абзаце кратко охарактеризовать состав команды управления.
Написание резюме
Солидный, уверенный стиль необходим именно при написании резюме бизнес-плана. Экономическая и житейская логика, содержащаяся в стиле повествования, может сыграть главную роль при принятии решения инвестором (кредитором). Если у вас нет хороших писательских навыков, что особенно необходимо для повествовательного резюме, лучше пригласить профессионального копирайтера.
Длина резюме и оформление
Краткость и насыщенность самой важной информацией — главное достоинство резюме. Кредитор должен прочитать его максимум за 5 минут. Поэтому длина резюме не должна быть более 2-3 страниц. Но допускается и резюме, написанное лишь на одной странице. Краткость — сестра таланта, если она не в ущерб раскрытию темы бизнес-плана.
Советы по качественному оформлению резюме будут позднее вынесены в отдельную статью «Советы по подготовке, презентации и отправке бизнес-плана».