Анализ отрасли

 

анализ отрасли в бизнес-плане

Анализ отрасли - очень важный раздел бизнес-плана. Докажите инвестору свою профпригодность!

Компании работают не в вакууме. Внешние и внутренние факторы, влияющие на отрасль, влияют и на ваш бизнес. Анализ отрасли необходим для того, чтобы увидеть ее тренды, понять факторы успеха компании и дать понять инвесторам, что вы хорошо ориентируетесь во внешних факторах бизнеса. При подготовке раздела бизнес-плана «Анализ отрасли» вы должны максимально сосредоточиться на следующих основных моментах:

  • описание отрасли;
  • тенденции развития;
  • стратегический потенциал отрасли

Если вы уже давно работаете в той или иной отрасли, то разработка этого раздела займет немного времени.

 

Сектор экономики

Сектор экономики — это несколько групп отраслей, более общая экономическая категория. Существует 4 основных сектора экономики:

1) услуги
2) промышленное производство
3) розничная торговля
4) дистрибуция (распределение)

Ваш бизнес может иметь отношение к нескольким секторам одновременно. В различных секторах экономики существуют свои тенденции развития. Они могут оказывать серьезное влияние на темпы развития Вашего бизнеса. Изучите темпы роста Вашего сектора экономики в прошлом, настоящем и будущем и отразите эти моменты в подразделе «Сектор экономики».

 

Ваша отрасль

Ваш бизнес может относиться к нескольким отраслям. Например, вы производите GPS-навигаторы, которые могут применяться в автомобилях, малых судах или для туристов-пешеходов. Поэтому можно договориться с автомобилестроительными и судостроительными компаниями, чтобы новые транспортные средства комплектовались штатными навигаторами. А для этого в конструкции автомобилей, автобусов, катеров и других маломерных судоходных средств надо сделать изменения. Таким образом, вы, имея принадлежность к электронной отрасли, будете активно сотрудничать и с автомобильной, и с судостроительной отраслями.

 

Темпы роста отрасли

Темпы роста отрасли - обязательный пункт "Анализа отрасли" бизнес-плана

Анализ отрасли невозможен без изучения темпов роста отрасли

Изучать темпы роста отрасли необходимо для выяснения потенциала Вашего бизнеса. Нужно обязательно проследить, как темпы роста отрасли соотносятся с ростом ВВП национальной экономики. Так, если окажется, что темпы роста отрасли 3% в год, а темпы роста ВВП — 5%, очевидно, что отрасль регрессирует. Читайте годовые отчеты лидеров отрасли, исследования биржевых аналитиков, статьи в бизнес-изданиях в журналах и Интернете. Если основные показатели развития вашей компании существенно отличаются от средних в отрасли, необходимо объяснить в бизнес-плане, чем это вызвано.

 

Зрелость отрасли

Жизненный цикл отрасли включает четыре основных стадии:

1. Новая
2. Расширяющаяся
3. Устойчивая
4. Регрессирующая

Последняя стадия развития отрасли (упадочная) не является обязательной. Многие устойчивые стабильные отрасли могут сохраняться веками, не испытывая серьезных взлетов или падений.

Возраст (зрелость) отрасли

Отрасли, как и люди зреют с годами. Анализ отрасли с точки зрения ее зрелости

Новые отрасли имеют большие перспективы для развития предпринимательства. Маленькие компании быстрее крупных реагируют на революционные изменения в технологии. Но размеры нового рынка обычно невелики, т.к. консервативное большинство потребителей еще не привыкли к новой услуге или товару.

Расширяющиеся отрасли реагируют на растущие рынки. Все большее количество консервативных потребителей понимают насущную потребность в новой услуге или продукте. Растет конкуренция, в этих условиях позиции многих участников на быстро растущем рынке становятся легко уязвимыми.

Устойчивые отрасли (плато) характеризуются стабильностью рынков. Потребители демонстрируют высокую лояльность выбранной торговой марке.
Чтобы достойно войти в такие отрасли, нужно преодолеть высокие финансовые барьеры на входе.

Регресс отрасли является следствием технологических, социальных, демографических изменений а также большой конкуренции со стороны известных зарубежных компаний. Многие борются за выживание и оказываются перед лицом банкротства.

 

Чувствительность к стадиям развития отрасли

Многие отрасли сильно зависят от текущего самочувствия экономики как в масштабах отдельно взятой страны, так и в масштабах всего мира. Чем же отличается здоровая экономика от больной? При здоровой экономике процветают такие ключевые отрасли, как строительство, автомобилестроение, производство мебели, туризм.

При промышленном спаде, в периоды экономических кризисов процветают торговля подержанными и уцененными товарами, включая б/у автомобили. Есть ряд отраслей, достаточно устойчивых к кризисным явлениям. Это производство недорогих товаров личной гигиены, индустрия дешевых развлечений и т.п.

Если вы решили заняться бизнесом в маленьком городке, сильно зависящем от влияния одной отрасли или одного предприятия, это необходимо учитывать в первую очередь.

 

Сезонность в отрасли

фактор сезонности в отрасли

Фактор сезонности в отрасли. Анализ отрасли не возможен без учета этого важного критерия

Для многих отраслей характерно большое влияние сезонного фактора. Так, компании, производящие детские игрушки, до 30-40% годовой прибыли делают за время Новогодних и Рождественских продаж, а у производителей катеров в Саратове главные сезоны продаж — весна и начало лета. Успех многих туристических компаний связан с их подстройкой под летний сезон. Для крупных домостроительных компаний не лучшее время — зима, особенно где нибудь в Якутске или Магадане. Все это вы должны учитывать при проектировании своего бизнеса.

 

Технологические достижения

Инновационные технологические достижения оказывают огромное влияние на любую отрасль, включая даже похоронную :). Внедрение передовых технологий приводит к изменениям способов производства и продажи товаров, снижению издержек, изменению способов рекламы и связи. Так, Интернет оказал мощное воздействие на методы продаж, обслуживание клиентов и взаимоотношения с поставщиками. Если в Вашем бизнесе все новые технологии внедряются быстро, то необходимо реагировать на перемены быстрее конкурентов. В связи с этим в бизнес-плане (БП) нужно описать стратегию адаптации к технологическим достижениям и рассчитать потребность в финансах для техперевооружения. Некоторые технологические изменения открывают в Вашей отрасли революционные возможности, которые необходимо акцентировать в БП.

 

Государственное регулирование. Сертификация. Лицензирование

Лицензирование и сертификация при разработке бизнес-плана

Разрабатывая раздел "Анализ отрасли", не забывайте о расходах на лицензирование и сертификацию

В той или иной степени государственное регулирование распространяется на весь бизнес. Но в некоторых стратегических отраслях оно очень сильно и является определяющим фактором при ведении бизнеса. Отметьте, как на на вашу отрасль влияет государственное регулирование, сертификация и лицензирование. Исследуйте влияние госрегулирования на бизнес в масштабах страны, республики, города и проанализируйте основные тенденции в регулировании отрасли. Часто меры госрегулирования приводят к появлению привлекательных возможностей. Например, усиление госрегулированияч в области экологии привело к появлению крупных предприятий по переработке мусора и дало толчок к развитию научных исследований в области экономии топлива и электрической энергии.

Проведя исследование в области государственного регулирования, вы можете обнаружить, что Ваш бизнес подлежит сертификации государственным органом или отраслевой ассоциацией и заранее предусмотреть в бизнес-плане финансовые ресурсы для этого (обучение, аттестация сотрудников и т.д.).

 

Каналы поставок и распределения

Имеющиеся у Вас каналы поставок и распределения могут иметь очень большое влияние на успех компании. Есть отрасли, где трудно получить доступ к надежной дистрибуции, в других отраслях мало надежных поставщиков. В тех отраслях, где много хороших поставщиков и дистрибьюторов, доступ на рынок происходит легко и недорого.

Раздел АНАЛИЗ ОТРАСЛИ. Подраздел "Каналы поставок и распределения"

Ищите прозрачные каналы поставок и распределения, выполняя анализ отрасли

Осторожно входите в отрасли с дефицитными поставками или ограниченным распределением продукции. Допустим, вы решили издавать интересный глянцевый журнал. Главной проблемой у Вас при этом будет не бумага или полиграфия экстра-класса, а проблема с реализацией. Если реализацию журналов в Вашем регионе контролирует одна компания, она может отказаться сотрудничать с Вами, так как давно сотрудничает с вашими конкурентами или может «заломить» непомерно высокую цену за распространение журнала. Интернет открыл много новых возможностей для распределения услуг или товаров непосредственно потребителям. Подписку на журнал можно объявить и в Интернете, а журнал отправлять подписчикам почтой России или альтернативным способом доставки. Но имейте в виду, что отказ от посредников — не всегда лучший вариант, особенно когда посредники — опытные профессионалы с большим опытом работы и налаженными связями.

 

Финансовые характеристики

Важнейшим пунктом анализа отрасли в бизнес-плане является подраздел «Финансовые характеристики». Предварительное знание таких показателей, как средние торговые надбавки в отрасли, прибыльность с продаж и др. поможет Вам и при разработке финансового плана. Бланк «Финансовые характеристики» составляется на основе статистики по отрасли, опроса экспертов, проведения собственных исследований в Интернете. Если вы недавно в этой отрасли, то помогут опросы бизнесменов из других регионов, не являющихся Вашими конкурентами.

Качественно выполненный анализ отрасли способствует успеху компании. Залогом успешного развития бизнеса является осознание закономерностей и тенденций, присущих отрасли.

 

Другие статьи по бизнес-планированию  Заказ недорогого бизнес-плана Главная Мой Google+

ПортфолиоПрайс Контакты Форма заказа ГлавнаяМОИ SEO-КУРСЫ

С уважением, сеошник и SEO-копирайтер Сергей Нижегородцев


WELCOME!

Яндекс.Метрика