Дмитрий Севальнев: «Продвижение вашего сайта: работающие методики»

В сегодняшней статье Дмитрий Севальнев — руководитель департамента SEO и рекламы компании «Пиксель плюс» рассказывает о работающих и актуальных методиках продвижения сайтов:

1. Как изменилось SEO за 10 лет? Ностальгируем вместе.
2. ТОП работ, которые можно убрать из вашей SEO-стратегии уже сегодня.
3. ТОП-5 методик, которые позволят умножить показатели органического трафика.
4. Стагнация старого проекта, как «вырулить»?

I. Как изменилось SEO за 10 лет? Ностальгируем вместе

1) Одна из метрик, которая оценивала эффективность работы SEO-специалиста называется: SEO-прессинг — это средняя температура по выдаче в поисковой системе, которая говорила сколько процентов результатов определяется работой SEO-специалиста, а какая доля отражает действительную потребность аудитории.

То есть мы берем запросы со смешанными интентами аля дизайн и смотрим, какая доля сайтов там напрямую диктуется работой SEO-специалистов. Скажем в тематике по запросу дизайн были 70% сайтов, посвященные дизайну ремонта квартир, всякие дизайн проекты по ремонту квартир и т.д. Очевидно, что по этому запросу ремонт квартир может никто и не ищет, а ищет какие-то другие истории, но выдача была забита сеошными результатами.

На самом деле еще в 2014 году этот рейтинг от анализаторов analyzethis закрылся в связи с тем, что считается с 2014 года проблема этого сео-прессинга была побеждена и по факту сейчас сео-специалисты занимаются не тем, что помещают те сайты, которые они продвигают по любым запросам на любые позиции в выдаче, а тем, что находят возможности по каким-то запросам попасть в выдачу. То есть идет от обратного: не мы хотим по какому-то запросу, а мы можем по этому запросу, тогда пробуем.

2) Что можно было делать раньше?
— Можно было заспамить тексты и теги и в принципе попасть в топ.
— Можно было прописать title и купить ссылок на каком-нибудь агрегаторе ссылочном или бирже по какому-нибудь фильтру и попасть в топ.
— Можно было накрутить поведенческие факторы по выдаче и попасть в топ, иногда даже без тайтла, то есть можно было просто заходить в выдачу, кликать по нужному нам результату и попадать в топ 1 куда угодно.
Отработка в такие времена была 60-90% по семантическому ядру независимо, какое оно было. Сроки часто были от месяца и на один проект у специалиста часто уходило 2 часа в месяц, 10 часов или 15 часов.

II. ТОП работ, которые можно убрать из вашей SEO-стратегии уже сегодня

1) Конечно, эта история умерла и можно говорить о том, что на текущий момент, мы вообще не работаем по проектам как:
— мы не закупаем ссылки на биржах;
— мы не размещаем сео-простыни на листингах и типичные решения, которые часто используются, то есть до сих пор многие считают, что достаточно разместить какую-то простынь и все;
— мы не спамим запредельно в тегах и meta-тегах (description, strong, h1-h6);
— мы не занимаемся накруткой поведенческих на выдаче и по ссылкам;
— мы не пробуем обманывать поисковые системы (клоакинг и прочее);
— мы не пытаемся показать заказчику работу только по высоко частотным запросам, аля дизайн квартир, ремонт квартир, а все остальное нас не интересует (и keywords заполнять и т.д. это тоже вне зачета).

2) Почему это не работает и что поменялось?
Во-первых, сейчас нельзя говорить о том, что есть какой-то один фактор золотой или серебряной пули, который можно поработать и выстрелит.

Почему так происходит?

— Потому что более 1000 факторов ранжирования и при определении итоговой релевантности учитываются многочисленные (все) показатели проекта. И не существует каких-то серебряных пуль, потому что вклад каждого фактора в ранжирование оказывается достаточно маленький.

— Происходит изменение правил игры. На самом деле, если мы будем все время следить за тем, что же поменялось в формуле ранжирования, то мы будем только этим и заниматься, пытаясь понять и провести какой-нибудь реверс инжиниринг, или посчитаем, наверное, тайтл стал больше учитываться, наверное, надо его сократить, наверное, надо что-то увеличить. По факту надо исходить из общей концепции, что мы должны оптимизировать сайт, исходя из того, как мы считаем должен выглядеть оптимизированный сайт для пользователя, для краулинга и т.д., а не пытаться находить какие-нибудь дырки.

— Высокие риски. Почему фишки не работают, потому что какой-то негативный момент будь то техническая ошибка, либо желание вэбмастера что-нибудь поднакрутить с поведенческими может привести к тому, что проект рухнет целиком. В частности не так далеко был кейс с холодильником, где региональный вэбмастер, который продвигал один из региональных поддоменов, накупил много ссылок, а попал под санкции типа минусинс и вообще весь сайт со всеми поддоменами и весь многомиллионный бизнес перестал находиться по запросу типа холодильник.ру или в выдаче на 21-м месте начал находиться даже по брендовым запросам.

III. ТОП-5 методик, которые позволят умножить показатели органического трафика

Стоит говорить о работающих методиках только в том случае, если:
— продвижение уже ведется по достаточно широкому ядру;
— выполнены базовые SEO-работы;
— у сайта хорошее техническое состояние.
1) Первая работающая методика, которая используется нами для большего количества проектов, которые продвигаются по трафику, либо по лидам, или по другим стратегиям – это Увеличение числа типов точек входа.
То есть, если у нас есть стандартная структура условного интернет-магазина, где есть главная страница, общая страница, страница категорий, то есть допустим под категорией карточки товаров, то мы должны исходить из вопроса для себя: какие новые именно типы страниц, на какие новые типы интентов может отвечать наш сайт для того, чтобы охватить еще больше целевой аудитории.

К таким типам может относиться:

— страницы тегов, новые;
— страницы тегов второго уровня;
— страницы подборов товаров и услуг по каким-то свойствам, например, телефоны, которые дольше всех живут на одном заряде или медленнее всего расходуют батарейку и т.д.
То есть, исходя из таких подборок, исходя из поискового спроса, мы должны создавать новые типы страниц, выявлять, какие они есть по потребности целевой аудитории и тем самым реализовать, удовлетворять эту потребность и привлекать поисковый трафик.
Это реально работающая методика, которая позволяет для всех сайтов всех типов увеличить поисковый трафик в несколько раз. Для сайтов масштаба агрегаторов и т.д. это позволяет раскатать сотни, тысячи иногда даже десятки тысяч новых урл адресов, которые позволяют удовлетворить новую категорию поискового спроса, которая на текущий момент на сайте не удовлетворена.

2) Вторая методика — Мобильная адаптация.
Далеко не у всех сайт адаптирован для просмотра с переносных устройств. В результате снижается общий привлекаемый трафик.
Позиции в мобильной выдаче в этом случае являются пониженными относительно общей выдаче, то есть, если вы не проверяете позиции мобильной выдачи параллельно с десктопной, то скорее всего вы не очень представляете, что происходит, и, если сайт не адаптирован, то, естественно, они хуже, потому что каждая поисковая система учитывает это, как фактор в ранжировании и есть своя формула для десктопов и для мобильных.
К чему это приводит в итоге, к тому что трафика из мобильных устройств приходит меньше, и вы начинаете терять в объеме трафика. У вас тот трафик, который приходит, хуже себя ведет, у него хуже поведенческие метрики, и интегральные показатели сайта суммарно по трафику десктопный плюс мобильный оказываются хуже, это приводит к потере позиций уже в десктопе. То есть, если вы не обрабатываете качественно трафик из мобильных, то вы теряете в том числе и в десктопе.
Многие исходят из той концепции, что начинают разрабатывать дизайн, исходя из, в первую очередь, мобильных устройств, это на самом деле близко к реальности, во многих тематиках это имеет право на существование.

3) Третья методика – Обновление старого контента.
Когда у вас есть какое-то кол-во сервисов и инфо-статей, которые хорошо качают поисковый трафик, но вы понимаете, что можно улучшить, или они когда-то привлекали поисковый трафик, но сейчас перестали. Вы смотрите такие страницы, которые теряют трафик на длительном периоде, допустим, с интервалом в месяц, обновляете эти страницы, и они за счет возраста, за счет того, что на них уже был трафик, хорошо улучшают позиции и не забывайте работать со старым контентом, который у вас есть.

4) Четвертая методика – Оценка емкости групп запросов.
Это работа от аналитики, когда мы прорабатываем группы запросов и смотрим, какая у нас емкость групп запросов существует, то есть вы все свое семантическое ядро разбиваете на некие группы, тематические кластера и смотрите, какая вообще, ну то есть вы знаете, какие по ним позиции, но надо смотреть ту долю от максимального поискового трафика, которая может эта доля группа привлекать.
Вторая колонка на рисунке в таблице — это процент от прогнозируемого трафика по группам запросам, допустим у вас есть группа запросов поддержка сайтов, и вы видите, что на текущей момент прогнозируемый трафик, который она должна привлекать по текущим позициям в районе 2800-3000 посетителей в месяц, но вообще это всего лишь 10-11% от максимальной доли. И когда вы исходите от аналитики и понимаете, что у вас есть товарная большая матрица, большое семантическое ядро и оно разбито на группы, вы можете оценить, какую долю от максимального трафика привлекает эта группа и поработать именно с ней.

Если говорить о сегментации, то стабильность она далеко не всегда очевидна. Очень часто, если у вас поисковый трафик сохранился, то может выглядеть так, что у вас выдача по всем поисковым системам предположим подросла, но очень сильно упал яндекс мобильный, а в сумме доля трафика, которую привлекают поисковые системы, она сохраняется.

5) Пятая методика – Присутствие в регионах.
Потенциал роста трафика в случае запуска региональных поддоменов может быть до 2-5 раз, особенно, если стартуем не из Москвы, а из другого региона России. А если из Москвы, то увеличение трафика на 50-100%.
Почему так происходит? Потому что выдача в регионах очень часто состоит из поддоменов. То есть абсолютно стандартная ситуация, когда по запросу купить мебель для офиса, например, для региона Уфа будет 50% региональных поддоменов в выдаче.

IV. Стагнация старого проекта, как «вырулить»?

1) Частый кейс – стагнация проектов. Причины может быть несколько:
— Плавное падение видимости и проблемы в оптимизации: адаптация, поведенческие метрики ниже средних.
— Вектор спроса сменил направление с роста на падение.
— «Засилье» агрегаторов в ТОПе.
— Существенное падение CTR: четвертое спецразмещение, поисковые колдунщики, сервисы,…
— Изменение структуры спроса и потребности аудитории (в том числе – несоответствие типа сайта).

2) Как действовать?
Выявление причин стагнации:
Сбор репрезентативного семантического ядра:
— оценка сезонности спроса за 2 года (по WordStat);
— сравнение динамики поискового трафика и видимости с конкурентами SimilarWeb и прочие источники);
— поиск и выявление успешных проектов (новичков);
— оценка CTR, его динамики и текущего состава ТОП выдачи по ядру;
— динамика со срезами: группы и типы запросов, поисковые системы, виды точек входа.

3) Как переломить динамику?
Если негативная динамика устойчивая, то требуется провести радикальные меры, как правило, небольшие изменения не дают значимого результата:
— редизайн + мобильная адаптация;
— пересмотр типа проекта (лендинг – визитка – витрина / услуги – интернет-магазин — агрегатор);
— увеличение числа типов точек входа;
— значимое улучшение функционала для пользовательской активности и вовлечения.

4) Пример глобальной проработки.
Как переломить динамику:
— выявление текущих потребностей аудитории: поисковый спрос и успешные проекты в тематике;
— определение типа сайта и проектирование структуры под спрос;
— увеличение числа и типов страниц на сайте (типов точек входа) + масштабирование;
— разработка нового проекта (от 6-9 месяцев);
— грамотный переезд (с учетом SEO-требований).

Вопросы

1) Все знают, что покупать ссылки уже не круто, почему вы в аудите посоветовали нам закупать не менее 300-т ссылок за квартал?

Есть одна из групп факторов ранжирования, связанных с внешними факторами, так называемыми ссылками, если у конкурентов большая ссылочная масса и мы видим, что у вас там проблемы с этим, то можем порекомендовать увеличить ссылочную массу, каким-то способом, но рекомендовать покупать на бирже, это не совсем корректно. Надо посмотреть формулировку, которую вам привели.

2) Раньше была такая практика, что разбивали на группы ключевые слова по шлейфу, то есть основной запрос и уточняющее. Сейчас очень много запросов имеют синонимы и раньше под каждый синоним делалась отдельная страница, сейчас поисковые системы начинают понимать текст, как сами заявляют. Есть ли смысл разбивать также, как раньше на аналогичные по сути страницы?

К сожалению, поисковые системы очень много говорят, что понимают синонимы, но в реальности это далеко не так. Есть много куливаров на эту тему: стоит ли использовать кластеризацию по топу так называемую. Если не слышали про кластеризацию по результатам выдачи, то ознакомьтесь с этой методикой, мы в большинстве своем используем это, как нулевое приближение для разбивки запросов, то есть, грубо говоря, вы идете в поисковую выдачу, ну не вы лично, а робот, и он собирает выдачу по двум поисковым запросам, допустим: мобильные телефоны и мобильный телефон.

И смотрит совпадают ли результаты в выдаче или нет, если они совпадают с какой-то степенью допущения, предположим, три одинаковых урл адреса или четыре, то эти запросы группируются. Но, если оказывается, что нет ни одного общего урл адреса и принципиально вообще разные сайты, то эти запросы соответственно не группируются. Такой подход используется, дальше идет некая ручная модерация, то есть человек специально обученный смотрит: так это, наверное, все-таки можно вместе, а это нельзя.
То есть какие-то корректировки возможны, но нулевое приближение именно такое, то есть исходите из того, как поисковая система обрабатывает реально ваш поисковый запрос. Может так оказаться, что запросы внешне очень похожи, но выдачи по ним принципиально разные, возможно, это баг поисковой системы, а, возможно, это действительно отражение того среднего интента, то есть средней потребности, которую выражает пользователь.

Вы хотите больше практики? В конце мая пройдет мастер-класс Дмитрия Севальнева и других экспертов компании «Пиксель плюс» — HARD SEO WEEK. 83 практических SEO-навыков! Ознакомьтесь с программой мастер-класса и успейте пройти регистрацию >>> 😉 

Поделиться